Кино, сериалы и документальные фильмы о тюрьмах – это уникальные остросоциальные и драматические картины, рассказывающие о суровой жизни в заключении с нещадным бытом и аморальными укладами, об ее обитателях – сломленных и озлобленных людях. Снимать сюжеты и полнометражные ленты на тему тюремных реалий — невероятно сложная задача. Истории о пугающих кровавых преступлениях отъявленных негодяев оказываются не такими уж и страшными, когда на деле выясняется, что не менее жуткими злодеями являются бездействующие представители закона, закрывающие глаза на тюремный беспредел. И уж точно невозможно сдержать слез в несправедливых случаях заточения в железной камере невиновных людей.
Однако изобретательным деятелям киноискусства иногда удается странным образом романтизировать тюремную действительность, изобразив безжалостный тюремный мир чуть ли не героическим. Игра с подобными приемами порой бывает крайне опасной, ведь самый впечатлительный зритель и вправду может поверить режиссерской фантазии. Знакомство с жизнью в тюрьме должно происходить исключительно через кинематограф, самые яркие представители которого представлены в ТОП рейтинге 20 лучших фильмов о тюрьме.
1. Побег из Шоушенка
Легендарный «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дорабонта, снятый по мотивам книги Стивена Кинга, — один из редчайших примеров в истории кинематографа, когда экранизация превзошла роман. Культовая картина повествует о банковском работнике Энди Дюфрейне (в исполнении Тима Роббинса), рассказанная от лица его товарища Рэда (Моргана Фримана). Размеренная жизнь Энди внезапно переворачивается с ног на голову, когда его несправедливо осуждают за убийство супруги и ее любовника, решением суда приговорив ни в чем неповинного человека к двум пожизненным заключениям. История Энди – это долгий и адский путь проверки на прочность, тяжелая пытка, в которой он сумел доказать свой волевой характер, стойкий и несгибаемый перед самыми ужасными испытаниями судьбы. Энди всегда с мужеством и благородством переносил любые невзгоды, оставаясь спокойным и сдержанным, — сильной личностью с несгибаемым стержнем внутри.
«Побег из Шоушенка» — киноистория, обличающая не только ужасные реалии тюремной жизни, но и обнажающая правду о человеческих отношениях. Грозное и мрачное здание тюрьмы одним только видом может лишить всякой надежды, но даже в таком гиблом месте, герою удается сохранить достоинство. Энди помогает и остальным заключенным Шоушенка вновь обрести утраченную веру и воскресить из недр души самые светлые чувства.
Особых похвал фильме заслуживает талант Тима Роббинса и Моргана Фримана, составивших органичный и убедительный дуэт. Их потрясающая актерская игра на экране шокирует и трогает за живое. А на финальной сцене картины и вовсе невозможно больше сдерживать слез, когда Рэд наконец оказывается на песчаном берегу бирюзовых вод океана со своим верным и преданным другом Энди Дюфрейном, прошедшим «через реку дерьма и вышедшим чистым с другой стороны», движимый одним только убеждением, что «хорошие вещи бессмертны».
2. Зелёная миля
«Зеленая миля» – еще одна гениальная экранизация психологического романа-триллера Стивена Кинга. В центре картины – Пол Эджкомб (в исполнении неподражаемого Тома Хэнкса), заведующий одним из особых тюремных блоков, где проводят остаток своей жизни приговоренные к смертной казни заключенные. «Зеленая миля» — так именуется последний путь по длинному коридору тюрьмы к неминуемой гибели. Годы работы с обреченными проходить по этой дороге из зеленого линолеума навстречу своей жестокой каре людьми, научили Пола оставаться холодным и циничным.
Но однажды на «тропу смерти» приходится шагнуть Джону Коффи (Майкл Кларк Дункан) – огромной физической силы афроамериканцу, мощному, высокому, но кроткому и сентиментальному осужденному. Будучи несколько слабоватым в своих умственных способностях, обаятельный великан Джон наделен громадной силой, способной исцелять человеческие души, избавлять исстрадавшиеся сердца от гнетущих мук. Знакомство с Джоном навсегда изменит жизнь тюремного надзирателя, на корню зарубив прежние принципы и устои Пола, и вытащит из недр его нутра того самого «человека», которого приходилось прятать столь глубоко за все время тюремной службы.
3. Побег (сериал)
Вышедший в далеком 2005, сериал «Побег» стал тогда настоящим прорывом в своем жанре, а его оригинальный сценарий позаимствовали российские режиссеры для создания адаптационной версии многосерийной криминальной истории. Однако отечественный продукт не идет ни в какое сравнение с гениальным прототипом, шедевриальным запутанным боевиком, сумевшим поддерживать зрительское любопытство с выходом каждого нового сезона.
Все персонажи в «Побеге» интересы и многогранны: остроумный и решительный Майкл Сколфилд (Вентворт Миллер), харизматичный и непредсказуемый в своей хитрости Багвелл (Роберт Неппер), отчаянная и дерзкая Грэтхэм Морган (Джоди Лин О’Киф). Сюжетная линия также постоянно удивляет: становятся все более изощренными планы отступления, преследователи — все коварнее, и незыблемым остается лишь единственное правило: Жить побегом.
Вам так же может понравиться «ТОП 13 фильмов про ограбления».
4. Камера 211
«Камера 211» режиссера Дэниэла Монсона с необычной стороны рассматривает проблему жизни в местах заключения. В фильме тюремная система сравнивается с демократией, позволяющей преступникам свободно вступать в различные сделки с охранниками. Выказанная служба становится залогом неприкосновенности «партнера» в случае потасовки или бунта. Но в эту отлаженную бизнес-идиллию вторгается новый надсмотрщик Хуан Оливер (Альберто Амман), которого сотоварищи якобы случайным образом запирают в камере.
Это событие метафорически выражает суть всего реального мира, в котором люди привыкли скрывать свои истинные чувства и намерения под личинами холодного равнодушия. «Камера 211» — острая сатира на тему общественного уклада, лживого, корыстного и бездуховного.
5. Загон для собак
«Загон для собак» — качественное прямолинейное кино о жизни в исправительной колонии для подростков, где зрителю не остается пищи для размышлений, — здесь голая правда обнажается до предела, отметая любые лишние вопросы. В центре картины находятся три молодых человека с разной судьбой, по воле случая оказавшихся в одной тюрьме: выросший по правилам улиц Ангел, малолетка-преступник и прожигатель жизни Дэвис и склонный к насилию «бывалый» Бутч.
Им предстоит выбрать путь «выживания» внутри тюремных условий: согнуться под гнетом системы или же сопротивляться обидчикам, добиться сомнительного признания через чужие страдания или сохранять человечность до самого конца. Развилок на этой дороге тюремной жизни много, но зрителю становится очевидным, что существует лишь единственно верный способ жизни в заключении, оставаясь преданным самому себе…
6. План побега
В динамичной и захватывающей кинокартине «План побега» уникальным образом гармонично смешались жестокость, юмор и глубокая драма, расставленные важными акцентами в нужных местах. Атмосфера тюремного заточения здесь пронизывает и поглощает зрителя, заполняя чувством щемящей тревоги. Подкупающе действует на эмоции и превосходный актерский состав в лице Арнольда Шварцнеггера и Сильвестра Сталонне – одних из самых именитых фигур в индустрии кино.
Находясь в состоянии «вечного побега» от тюрем, Рэй Бреслин (Сильвестр Сталонне) демонстрирует невероятные навыки предусмотрительности, а Эмиль Роттмайер (Арнальд Шварцнеггер) удивляет своей способностью относиться комично к критическим ситуациям. «План побега» заставляет испытать весь спектр чувств сразу – от возмущения к сочувствию и до искреннего смеха.
Рекомендуем рассмотреть подборку лучших фильмов про зомби.
7. Законопослушный гражданин
Кинокартина «Законопослушный гражданин» поднимает тему проблемных отношений между государственным строем и простым обывателем, ставя под сомнение «святость» установленных властью канонов справедливости. Главный герой фильма Клайд Шелдан (Джерард Батлер) переживает глубокую трагедию. Потеряв любимую семью, Клайд не встречает должного правосудия над убийцами его жены и ребенка, тогда он принимает решение самостоятельно расправиться с жестокими преступниками.
По свершению плана мести, Клайд сам попадает за железную решетку, но требует немедленного освобождения из неволи. В образе Клайда Шелдана, истории его судьбы и тех последствий, которые пришлось пожинать герою после собственных поступков, вместился свирепый протест от лица всего социума, желающего бросить вызов политической системе.
8. Пророк
Французское криминальное кино стоит воспринимать как отдельный жанр кинематографического искусства, — всегда тонкое, деликатное и наполненное драмой. Атмосфера «Пророка» окутывает и заволакивает зрителя, делая историю о тюремном заключении 19-летнего Малика Эль Джебена (в исполнении Тахара Рахима) практически сентиментальной.
Проходя тернистый путь «восхождения» в ужасных реалиях тюрьмы, герой будто бы поднимается по длинной и витиеватой лестнице, каждая ступенька которой ознаменовывает не только рост его «тюремного статуса», но и личностной трансформации. Для Малика тюрьма становится своеобразной школой, где он успешно овладевает «искусством выживания», умудрившись попутно освоить грамоту и чтение, преуспеть в экономике и бизнесе. При солидном хронометраже картины время за ее просмотром не ощущается вовсе, настолько кино погружает и завораживает, заставляя зрителя потерять чувство реальности.
9. Выстрел в пустоту
«Выстрел в пустоту» — криминальная драматическая картина, созданная режиссером Риком Ван Во, уже имеющим опыт в работе с темой звериных укладов тюремного заключения в Америке («Преступник» 2008). Новая картина рассказывает о падении человека как личности, его нравственных ценностей и принципов, скатывающихся прямиком в ад в условиях заточения в тюрьме. Центральный герой фильма Джакоб Харлон (Николай Костер-Вальдау) совершает роковую ошибку и теперь неизбежно должен понести кровавую расплату за свое преступление, цена которой неимоверно высока.
Джакоб проходит болезненный путь разложения собственного я, превращаясь на глазах зрителя из офисного работника в угрюмого татуированного зека. Но кроме борьбы со своими внутренними демонами, герою приходиться столкнуться с аморальной и грязной тюремной действительностью. Он вынужден вступить в банду «Арийского братства» ради сохранения жизни от жестоких покушений других этнических групп. Выбрав Николая Костера-Вальдау на главную роль, режиссер попал в самую точку. Актер прекрасно справился с задачей воплотить на экране человека со сломленной судьбой. К тому же в то время он находился на пике своей творческой карьеры, что также оказало свое влияние на успех картины в прокате.
10. Побег из Алькатраса
Тюрьма Алькатрас широко известна своими суровыми условиями содержания заключенных и «непробиваемой» системой защиты от побегов, за что и получила свое второе название «Скала». Атмосфера фильма пронизана мраком и сухостью тюремной жизни, серостью и угрюмостью существования преступников в несвободе.
Герой картины Фрэнк Моррис (Клинт Иствуд), не желая провести вечность в стенах Алькатраса, решается предпринять отчаянную попытку бегства. И хоть многие скептически относятся к реальности возможности «вызволения» из цепких оков грозной «Скалы», талантливая работа режиссера и убедительная актерская игра разрушает зрительские сомнения, доказывая силу человеческой воли и желания «выжить» в самых тяжелых обстоятельствах.